Приводнение Ту-124 на Неву

21 августа 1963 года Ту-124 разбился над Ленинградом. Самолет был вынужден приземлиться на Неву. По всему миру было совершено 11 таких высадок, но только четыре из них не привели к потерям.

Как все происходило

Таллинн — Москва, 21 августа 1963 г. Новый пассажирский самолет Ту-124 Аэрофлота вылетел из аэропорта Юрмисте в 8.55 утра и направился в аэропорт Внуково.

Через некоторое время после взлета экипаж корабля заметил, что передняя опора шасси сместилась и заклинилась. Из-за сильного тумана они не смогли приземлиться в Таллине, и единственным ближайшим аэропортом был ленинградский аэропорт Шоссейная (ныне Пулково). Авиадиспетчеры решили не отправлять самолет в Москву, и Ту-124 на малой высоте направился в Ленинград. Все аварийные службы аэропорта Шоссейная были готовы к приему самолета.

Туполев Ту-124 приземляется на Неву

Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот», причина аварии

Самолету пришлось приземлиться «на брюхо» на грунтовую взлетно-посадочную полосу, после чего прибыли пожарные машины и кареты скорой помощи. Аварийная посадка с неисправным шасси означала, что самолет мог совершить аварийную посадку только на специально вспаханную грунтовую взлетно-посадочную полосу. Это был единственный способ избежать взрывов и пожаров, вызванных искрами во время посадки. Такая взлетная полоса в городе — на Неве.

В 11 часов мы приблизились к Ленинграду и кружили над городом на высоте 500 метров, чтобы сэкономить топливо. В случае внезапного пожара при посадке низкий уровень топлива снизит шансы на приземление. Специалисты аэропорта попросили провести еще один полет непосредственно над аэродромом, чтобы с земли увидеть, что произошло. Таким образом, они смогли подтвердить предположения, сделанные экипажем. Низкая высота была выбрана также для повышения безопасности пассажиров и экипажа, а также для быстрой экономии топлива. Во время полета бортинженер пытался вытащить шасси из отверстия в полу кабины с помощью шеста. Однако все усилия оказались бесплодными.

В 12.10 самолет завершил восьмой круг. Расстояние до аэропорта составляло 21 км, и, согласно показаниям топливомера, оставалось всего около 2,5 тонн (750 литров по другой версии) топлива, чтобы добраться до аэропорта. Внезапно левый двигатель перестал работать, топливо было, но оно не поступало; экипаж Ту-124 получил разрешение пролететь над городом, но через некоторое время второй двигатель также сломался прямо над Смолинуем.

Туполев Ту-124 приземляется на Неву

По совпадению, самолет планировал пролететь низко над городом, подвергая опасности людей, находившихся там в это время; не было другого выхода, кроме как посадить Ту-124 на Неве. Командир доверил управление своему второму пилоту, который служил в военно-морской авиационной службе и имел опыт посадки.

Читайте также:  Международные аэропорты Италии на карте

Самолет начал снижаться.

  • Мы были близко к крыше.
  • Над Малоохтинским проспектом.
  • Литинский мост на высоте 90 м над уровнем моря.
  • Борщеохтинский находится на высоте 40 м над водой.
  • На строящемся мосту Александра Невского (высота 4 метра) рабочий испугался и прыгнул в воду.
  • В итоге он приземлился возле Финляндского железнодорожного моста.

    На одной стороне находится мост Александра Невского, на другой — железнодорожный мост, на левом берегу — собор Александра Невского, на правом — Талисская улица. Как раз в этом месте ширина реки составляет около 400 метров. Перед посадкой второй пилот так искусно маневрировал самолетом, что он приземлился плавно и горизонтально, так что нос не погрузился в воду и самолет не получил очень сильный гидроудар. И за этот короткий промежуток времени командир поседел.

    В этот момент рядом проходил паровой буксир, чудом избежавший столкновения, и отбуксировал самолет на завод «Северный пресс» на правом берегу Невы. Стекло в носовой части самолета было разбито для того, чтобы укрепить буксировочный трос. На пляже оказались деревянные плоты. Мы положили крылья самолета на эти плоты и успешно переправились на берег. Все пассажиры (на борту было 44 человека, включая двух детей) и семь членов экипажа были эвакуированы и отправлены в Москву.

    Я хотел бы похвалить бортпроводников, которые отвечали за успокоение встревоженных пассажиров и отвечали на их вопросы. Я не знаю, как им удавалось сохранять самообладание, когда все остальные были на грани смерти. Паники не было ни во время полета, ни при посадке, но когда мы приземлились, то поняли, что совсем недавно были на грани смерти. Сразу же экипаж был доставлен в КГБ, а пассажиры — в аэропорт для допроса.

    Наводнение Ту-124 на реке Неве

    Экипаж самолета ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо: механик В. Смирнов, штурман В. Царев, бортинженер И. Беремин, капитан В. Мостовой, второй пилот В. Чеченев.

    Немного позднее

    В плоскости было отверстие, через которое проникала вода. Несмотря на то, что мы пытались удалить воду с помощью специальной машины с плотиной, вода продолжала поступать. Утром пассажирский самолет затонул. На следующий день буксир был отбуксирован на военную базу на Шкипельской протоке. Самолет был выведен из эксплуатации из-за неисправностей и в разобранном виде отправлен в Тамбовскую область; до 1990-х годов он использовался в качестве учебного для курсантов Кирсановского авиационного училища.

    Читайте также:  Вертолет Ми-6: ТТХ, фото кабины

    Наводнение Ту-124 на реке Неве

    Дальнейшие события

    После того как Ту-124 врезался в Неву, комиссия по расследованию причин аварии возложила всю ответственность на экипаж. Экипаж получил строгий выговор и был уволен с работы. Однако было решено не наказывать экипаж из-за успешной посадки, отсутствия жертв и того факта, что эта история широко освещалась в иностранной прессе.

    Экипаж Ту-124 должен был быть награжден орденом Красной Звезды, но указ так и не был подписан. Через некоторое время административный отдел Аэрофлота предоставил капитану и штурману самолета двухкомнатную квартиру. Капитан буксира, оказавшего помощь при аварийной посадке, также был награжден. Он получил почетную грамоту и часы.

    После этого события командир работал в авиаотряде № 200 до 1978 года, а затем начальником смены в аэропорту Внуково до 1988 года, когда у него случился инфаркт и он вышел на пенсию. в 1989 году он переехал с семьей в Израиль и работал рабочим на заводе, а в 1997 году Он умер в Кирьят-Гате.

    Второй пилот, успешно посадивший самолет, долгое время командовал воздушным судном, а затем был летным инструктором. В гражданской авиации он пользовался большим уважением и авторитетом. он умер в 2002 году.

    Впервые за 35 лет в эфир вышла телепрограмма «Как это было». Его второй пилот также принял в этом участие, заявив: «Когда мы кружили над Ленинградом и были заняты ремонтом шасси, экипаж был настолько озабочен, что забыл о топливе, и мы могли не долететь до аэропорта» и «датчики не показывали правильный уровень топлива или остаток топлива в баках».

    О той чудесной посадке сегодня существует множество документов: в 2015 году был снят документальный фильм «Посадка Ту-124 на Неву», освещающий события того далекого августовского дня. Многие из фотографий и видеоматериалов до сих пор хранятся как «секреты» в архивах органов национальной безопасности. Это яркая страница в истории авиации как пример мужества и самообладания пилота.

    Несмотря на успешную посадку Ту-124, по сей день пролет над Ленинградом строго запрещен для всех самолетов. Однако потрясающий опыт экипажа произвел сильное впечатление на пилотов всего мира. Сегодня многие авиакомпании отрабатывают аварийные посадки над водой на тренажерах, а август 1963 года навсегда останется в памяти ленинградцев, которые смогли увидеть все это своими глазами.

    Читайте также:  Ручная кладь в самолете: размеры и вес

    То, что произошло с Ту-124, — всего лишь четвертый случай в истории авиации, и неудивительно, что во всех остальных случаях погибали люди и разбивались самолеты. Скорость самолета составляет около 400 километров в час, и если он снизится и ударится о воду, то расколется как спичка. Нелегко совершить такое эффектное приземление за считанные секунды.

    Ту-124 затоплен на реке Нева

    Ту-124 приземляется на остров Нева

    Причины происшествия

    Ту-124 был новым самолетом, разработанным и испытанным в сжатые сроки, и поэтому имел множество мелких дефектов. Одна такая мелочь оказалась роковой уловкой. Оказалось, что во время взлета из передней стойки шасси выкрутился болт, который был обнаружен на взлетной полосе.

    Это может показаться мелочью, но оказалось, что это судьба самолета. Без него шасси не будет находиться в правильном положении и заклинит. При таком дефекте существовала высокая вероятность того, что самолет перевернется при посадке. Другими словами, единственным способом для самолета приземлиться и сделать это успешно было спасение многих жизней.

    Второй причиной, как считалось, был неисправный датчик топлива, который не показывал нужное количество топлива. Такие неисправности были обычными для самолетов того времени, и все пилоты хорошо знали о них, поэтому всегда заправляли больше топлива, чем нужно. Однако этот день — другой. В данном случае пилот намеренно кружил над городом, надеясь израсходовать больше топлива и выйти из минимума, чтобы просто добраться до аэропорта. Приборы врали, и пилот надеялся, что топлива хватит, чтобы упасть в центре Ленинграда.

    Таким образом, посадка авиалайнера на Неве стала одним из первых случаев удачного приземления.

    В мире есть около четырех счастливчиков. Экипаж, осознававший ситуацию, приложил невероятные усилия, чтобы посадить самолет в центре Ленинграда. Столкновения удалось избежать, и никто не пострадал. Поднять самолет в воздух и посадить его было самым опасным и трудным моментом полета. В кино аплодируют, но аплодисменты раздаются, когда самолет не только приземлился, но и остановился, и двигатель был выключен. Нередко из-за мелочей происходят несчастные случаи и гибнут люди.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Аэропрты и перелеты.ру