Ильюшин Ил-12: фото, характеристики

В середине 1930-х годов советская гражданская авиация насчитывала около 30 самолетов различных конструкторов. Большинство из них были небольшими самолетами, рассчитанными на перевозку 10 и менее пассажиров: 8- и 9-местные самолеты К.А. Калинина (К-5), А.Н. Туполева (ПС-9), 4- и 6-местные самолеты А.И. Путилова («Сталь-2 и 3») и 3-местные самолеты А.С. Яковлева (АИР-6).

Списанные и переоборудованные военные самолеты, такие как Р6 и ТБ-3, а также двухместный У-2 Н.Н. Поликарпова, часто использовались для перевозки людей; самолет Н.Н. Поликарпова использовался как пассажирский. Развитие гражданской авиации потребовало создания специальных отечественных пассажирских самолетов, более экономичных и производительных, приспособленных к условиям эксплуатации в СССР.

Гражданская авиация страны

В 1934 году Управление гражданской авиации (УГА) организовало конкурс на проектирование пассажирского самолета вместимостью 5-12 пассажиров и скоростью 400-450 км/ч. Этот конкурс проводился впервые в СССР. Впервые в СССР были сформулированы требования к проектируемому самолету, включая технические и эксплуатационные параметры, такие как конфигурация бортового оборудования и компоновка салона.

Ильюшин Ил-12: фото, характеристики

В конечном итоге были созданы два пассажирских самолета: 10-местный ПС-35 (А.Н. Туполев) и 12-местный «Сталь-7» (Р.Л. Бартини), а в 1936 году начались летные испытания. Результаты этих тестов указывают на необходимость дальнейших исследований в этой области. Однако загруженность главных конструкторских бюро была такова, что проект не удалось завершить.

Чтобы быстро решить проблему, в 1935 году было решено купить отечественную лицензию на авиалайнер американского производства Douglas DC-3; в 1939 году он поступил на вооружение Аэрофлота под названием PS-84; с 1942 года PS-84 был переименован в Ли-2. После начала Великой Отечественной войны этот самолет продолжал оставаться основным самолетом гражданской авиации страны.

Новый проект Ил-12

В 1930-х годах опытно-конструкторское бюро С.В. Ильюшина приступило к разработке пассажирского самолета средней дальности. Самолет должен был быть разработан на базе опытного бомбардировщика «ЦКБ-26». Однако из-за приоритетов национальной обороны и начала войны эти планы так и не были реализованы. Только в 1943 году, в военные годы, с одобрения руководства страны, проект был возобновлен. Новый авиалайнер должен был обладать качеством, наиболее подходящим для гражданских самолетов в мирное время, определенным уровнем комфорта в полете и совместимостью с международными перевозками.

Пассажирский самолет должен был технически превосходить американский DC-3 и его советскую версию Ли-2. Поэтому С.В. Ильюшин направил в Ташкент, на завод-изготовитель Ли-2, нескольких специалистов для изучения конструктивных особенностей машины и технологии ее производства. Согласно техническим параметрам, новый самолет имел дальность полета 5000 км, потолок высоты 7000 м, максимальную скорость 400 км/ч и максимальную полезную нагрузку 3000 кг.

В 1944 году был разработан и утвержден первый улучшенный вариант проекта Ил-12.

Основные отличия в конструкции самолетов связаны с повышением безопасности транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров. Основной задачей для конструкторов было сохранение «живучести» в случае отказа любого двигателя. Эти изменения уже были учтены в первом концептуальном проекте Ил-12. При проектировании самолета была разработана специальная система охлаждения для охлаждения двигателей в случае перегрузки. В конструкцию также была включена противообледенительная система. Также были внесены изменения в крылья. Посадочные места были рассчитаны на 27 пассажиров и были довольно удобными. Первоначально самолет был спроектирован как четырехмоторный с двигателями М-88, но позже он был заменен на два дизельных двигателя АЧ-31.

Читайте также:  Фильмы про падение самолета

Проект был окончательно утвержден в 1945 году, а первый прототип совершил свой первый полет в июле 1945 года. Летные испытания показали, что характеристики дизельных двигателей нестабильны, и в итоге было решено вернуться к двигателю АШ-82-ФН, который уже был опробован на ряде моделей. Такая конфигурация силовой установки позволила Ил-12 подтвердить свои проектные характеристики. Получив одобрение правительства, Ил-12 был отправлен на авиационный завод в Москве для серийного производства всех существующих самолетов.

Дальнейшие государственные испытания подтвердили отличное качество машины и ее пригодность для внутренних пассажирских перевозок на средние расстояния. В ходе производства параметры автомобиля были изменены, включая увеличение взлетной массы и изменение количества мест. Однако главной целью конструкторов была разработка системы, которая могла бы продолжать взлет даже в случае отказа одного из двигателей. Однако эта проблема была решена лишь в проекте самолета Ил-14.

Разработка пассажирских самолетов — новое направление конструкторской деятельности С.В. Ильюшина — стала основным направлением его творческой работы, а само конструкторское бюро стало одним из главных в разработке пассажирских и грузовых самолетов.

Ил-12: фото, характеристики

Описание конструкции

Ил-12 изначально разрабатывался для двух целей: пассажирских и грузовых перевозок. В качестве пассажирского самолета он мог перевозить до 32 пассажиров и их багаж, а в качестве грузового — чуть более двух тонн багажа. Экипаж состоял из пяти человек: двух пилотов, бортинженера, штурмана и радиста.

Ил-12 представлял собой цельнометаллический маловысотный самолет, оснащенный двумя поршневыми двигателями воздушного охлаждения и спроектированный в соответствии со стандартными аэродинамическими методами. Фюзеляж был балочно-стрингерного типа, с более чем 50 стрингерами, к которым крепилась обшивка. Крылья были свободнонесущими, трапециевидными, 3-лонжеронными, с элеронами, закрылками и посадочными щитками. Хвостовой плавник — одно крыло.

Читайте также:  Что такое Боинг (Boeing)

Шасси было стандартным трехстоечным с носовой опорой и дополнительной хвостовой опорой для предотвращения контакта хвоста с землей. Радиооборудование включает комбинированную радиостанцию, радиостанцию и командный пункт, компас, полукомпас, высотомер, приемник и переговорное устройство. Во время полета в кабине и помещениях экипажа поддерживалась нормальная температура с помощью двух обогревателей, а электроэнергия обеспечивалась двумя 3-киловаттными генераторами и двумя аккумуляторными батареями. Движение шасси, тормозов и закрылков контролировалось гидравлической системой. Кроме того, имелась система аварийного спуска и торможения. Все органы управления самолетом были механическими.

Ил-12 был оснащен противообледенительной системой (ПАС) для предотвращения налипания льда на стабилизаторы и крылья во время полета. Самолет также был оснащен огнетушителем.

Ильюшин Ил-12: фото, характеристики

Варианты исполнения

Первый вариант Ил-12 представлял собой модифицированную версию с дизельным двигателем АЧ-31. Этот самолет не был выпущен из-за проблем с дизельным двигателем. Этот самолет имел отличное от стиля С.В. Илышина расположение крыла (высокоплан), и это расположение крыла не использовалось в более поздних моделях. Основные модификации самолета

  • Ил-12 — Основной вариант самолета, это 27-местный самолет. Также были построены машины с 6, 11, 16, 18, 21 и 32 местами. На внутренних маршрутах они маркировались по количеству пассажирских мест (Ил-12-32). Различия были в планировке салона, весе перевозимого багажа, количестве топлива и дальности полета, но, прежде всего, отличалось количество выпускаемых машин. Например, было построено всего четыре шестиместных самолета Ил-12 с кабинами повышенной комфортности для использования правительственными чиновниками.
  • Ил-12В (1948) был другим базовым вариантом Ил-12, с новым передним крылом, новой противообледенительной системой (ПСО) и другим рулевым механизмом.
  • Ил-12Д (1948) был десантным вариантом Ил-12, который использовался в армии как транспортная машина для перевозки военных грузов весом до 3700 кг или для выброски десантников в десантном варианте.
  • Транспортный вариант Ил-12, Ил-12Т (1947), был популярен среди полярных летчиков. Он успешно использовался в полярной авиации.
  • Два самолета Ил-12 использовались в качестве летных лабораторий: один — в качестве метеорологической лаборатории, а другой — для тестирования и восстановления противообледенительной системы (ПСО). Некоторые из самолетов были модифицированы для аэрофотосъемки, а другие — для воздушных электромагнитных исследований, используемых для поиска полезных ископаемых и составления карт в геологии. Кроме того, около 50 самолетов Ил были модернизированы до модели Ил-14 в 1956 году. Фотография IL-12 показана ниже.

    Читайте также:  Нужен ли паспорт РФ при выезде за границу в аэропорту

    Ильюшин Ил-12: фото, характеристики

    Эксплуатация Ил-12

    Зарекомендовав себя как надежная авиакомпания на внутренних маршрутах, было принято решение эксплуатировать Ил-12 на международных маршрутах. И это было достигнуто в 1948 году. Первый регулярный международный рейс Ил-12 был выполнен из Москвы в столицу Болгарии Софию. Позже были открыты регулярные рейсы в страны Варшавского договора и по другим направлениям; в 1954 году был организован рейс Москва — Париж.

    Полет Ил-12 из Москвы в Хабаровск стал подтверждением надежности машины: он занял 28 часов с пятью промежуточными посадками, став самым продолжительным рейсом.

    Ил-12 поступил на вооружение советских ВВС в 1948 году, где использовался в качестве военно-транспортного самолета. Он также мог использоваться как бомбардировщик, с бомбоотсеком в корпусе и центральном крыле, или как оборонительное оружие с 12,7-мм пулеметом UBT. Низкая полезная нагрузка, однако, не удовлетворила военных. В частности, авиационная промышленность производила самолеты для удовлетворения военных нужд, поэтому Ил-12 мало использовался в военных целях.

    Однако Ил-12 все же успел принять участие в Корейской войне. В последний день войны самолет подвергся бомбардировке американскими истребителями F-86 над Китаем. Все находившиеся на борту военнослужащие погибли. Самолет успешно использовался в полярных регионах: в 1958 году Ил-12 совершил полет над Антарктидой, преодолев расстояние в 7000 км с одной остановкой.

    Самолет экспортировался в страны-члены СЭВ. Помимо Польши, Чехословакии и Китая, один самолет приобрела Румыния. Самая долгая служба «Ильи» была в Китае, где он оставался неповрежденным почти 40 лет до 1993 года.

    Подводя итоги

    Ровно через год после разработки Ил-12 в ОКБ Ильюшина был разработан Ил-14, улучшенный вариант Ил-12. Ил-12 был заменен более мощным Ил-14 на всех маршрутах Аэрофлота. К концу 1968 года Ил-12 полностью исчез из гражданского флота.

    За период производства с 1946 по 1949 год было выпущено около 660 самолетов Ил-12. Из них 37 Ил-12 были потеряны в авиакатастрофах и других происшествиях по различным причинам за весь срок службы, потери составили 5,5% от общего количества выпущенных самолетов. Эта цифра еще раз доказывает надежность самолета и его отличные летно-технические характеристики: в международной классификации НАТО самолет называется «coach», что означает «междугородний автобус».

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Аэропрты и перелеты.ру