Единственная катастрофа Ту-114

Ночью 16-17 февраля 1966 года в московском аэропорту Шереметьево при взлете разбился Ту-114 авиакомпании «Аэрофлот», летевший из Москвы в Браззавиль. В результате погиб 21 человек, что стало единственной катастрофой Ту-114 в истории полетов.

Информация о самолете и экипаже

Самолет Ту-114 (бортовой номер — СССР-76491, заводской номер — 64М472, серийный номер — 47-02) был выпущен на Куйбышевском авиационном заводе 16 декабря 1964 года. В течение срока эксплуатации до аварии самолет имел 93 часа налета и 19 посадок.

Во время инцидента на борту находились два экипажа из 210-й эскадрильи, первый — из-за необходимости длительного полета, а второй — из-за того, что самолет долгое время находился в эксплуатации. Также имелись два главных инженера для обслуживания самолетов в зарубежных аэропортах и проверяющий, который был начальником летной секции отдела транспортной авиации Управления летного обслуживания. Кроме сотрудников, на борту находились 47 пассажиров.

Единственная катастрофа Ту-114

Авиакатастрофа в Шереметьево

До сих пор внутренние рейсы выполнялись только в Аккру, но рейс между Москвой и Браззавилем был выполнен впервые. В данном случае пассажирам разрешили доехать только до Аккры, а затем они должны были лететь без них в Браззавиль для досмотра.

Экипаж и комиссия провели всю возможную подготовку перед полетом, включая изучение маршрута и подготовку самолета в соответствии с установленными правилами. За день до крушения Ту-114 в аэропорту Шереметьево шел сильный снег, выпало около 40 см снега, для уборки снега были привлечены снегоуборочные машины; в 8.15 утра мы получили информацию о погодных условиях: «видимость 700 м, туман, снег, температура -4°C, влажность 100%».

16 и 17 февраля в два раза больше снега, температура +1°C, на дорогах слякоть и скользко. Ожидалось, что видимость в аэропорту составит 1 км, но руководитель полетов лично отправился на место вылета для проверки и обнаружил, что траектория была хорошо видна на высоте 1300 м, что выше минимального стандарта. Однако взлетно-посадочная полоса не была достаточно очищена от снега, и на бордюре находилось около 70 см снега.

Экипажу было приказано идти в голову взлетной полосы и на месте принять решение, взлетать или нет; в 23.45 командир Ту-114 подтвердил решение о взлете знаком.

Вечером 17 февраля, в 1.15, экипажу было дано разрешение занять предстартовую позицию, а через 12 минут они могли приступить к исполнительным обедам. Несмотря на то, что прошло уже два часа, повторных запросов о погодных условиях не последовало. Спустя еще 10 минут капитан запросил разрешение на взлет, но сначала спросил командира, сколько огней он видит на взлетной полосе, чтобы оценить видимость.

Читайте также:  Самые крупные авиакомпании мира

Единственная катастрофа Ту-114

На что командир ответил «11». По мнению капитана, 1 100 метров было выше минимальной линии, и взлет был безопасен. В тот момент он думал, что расстояние между огнями составляет 100 метров, но на самом деле оно было 50 метров. Таким образом, фактическая видимость составляла в общей сложности 550 метров, что значительно ниже разрешенной видимости.

Из-за ограниченного времени, отведенного сотрудникам аэропорта на очистку взлетно-посадочной полосы от снега, снег на обочине полосы сильно затруднял видимость взлетных огней, так что был виден только столб света, направленный в небо. Через 1 час 38 минут Ту-114 включил огни и начал взлет. В 1 час 38 минут Ту-114 включил огни и начал взлет, но из-за плохой видимости экипаж не понял, что самолет ускоряется на 1° вправо.

После разгона в течение примерно 30 секунд и продвижения на 1000 метров назад по взлетно-посадочной полосе видимость стала настолько плохой, что самолет начал отклоняться от правильного курса вправо. Конечно, в этот момент следовало прекратить разгон и отложить полет до прояснения погоды, но пилот, повернувший налево, продолжал разгон. В этих условиях экипаж не смог правильно выровнять самолет.

Пролетев уже 1400 метров, скорость составляла 260 км/ч, а стойки передних ног были подняты. Разогнавшись до 275 км/ч, самолет пролетел еще 450 метров, когда шасси (левая и правая тележки) ударились о кучу снега длиной 0,5 метра, которая, вероятно, была случайно оставлена на взлетно-посадочной полосе одним из сотрудников после уборки снега.

После столкновения с сугробом самолет потерял скорость и слегка накренился влево. Однако пилоту удалось оторваться от земли, и самолет взлетел, но левая тележка шасси зацепилась за фонарь взлетной полосы, произошла резкая потеря скорости, пассажирский самолет упал на правую тележку шасси. Поскольку на снегу самолет должен был двигаться только правым боком, он повернул вправо.

Читайте также:  Сколько стоит в сутки стоянка в аэропорту Шереметьево

Примерно через четыре секунды после прохождения 300 метров ТУ-114 отклонился вправо и ударился о взлетно-посадочную полосу правой стороной самолета (консоль и четыре двигателя на правой стороне). Удар при нахождении на земле привел к отсоединению законцовки крыла с пропеллером и дальнейшему опрокидыванию самолета. Хвостовая часть отломилась и осталась на взлетно-посадочной полосе, а остальная часть самолета упала в снег и загорелась.

Единственная катастрофа Ту-114

Итог трагедии

Одна катастрофа Ту-114 унесла жизни 21 человека. В результате аварии погибли 13 членов экипажа и 8 пассажиров. Шестеро выживших — два вторых пилота, три члена экипажа и один инженер — получили серьезные травмы. Еще 12 пассажиров получили серьезные травмы. Еще 27 человек получили легкие ранения.

Какие причины прервали полет

Основной причиной было названо то, что экипаж не смог сохранить направление во время взлета. Однако было много и других причин.

  • Пилоты, авиадиспетчеры, руководители полетов и ответственные за работу TUMVL GA должны были точно знать и учитывать фактические погодные условия.
  • Помимо того, что взлетно-посадочная полоса в аэропорту Шереметьево была очищена от снега недостаточно, как были очищены от снега боковые взлетно-посадочные полосы и дороги?
  • Поскольку это была темная зимняя ночь, взлетные огни не были видны, поскольку они были погребены под массой снега.
  • Кроме того, взлетно-посадочные полосы в аэропорту Шереметьево, а также взлетные полосы и дороги по сторонам были плохо очищены от снега, а взлетные огни было трудно разглядеть, так как они утопали в снегу, тем более темной зимней ночью.

    Приняв неверное решение, вопреки фактическим метеорологическим данным, глава TU MVL оказал давление на своих сотрудников, и в итоге самолет вылетел вечером того же дня. Однако, учитывая, что более половины пассажиров (24) к тому времени еще не прибыли в аэропорт, разумнее было бы отменить рейс.

    Читайте также:  Чем отличается Боинг от Аэробуса: что надежнее?

    Единственная катастрофа Ту-114

    Кабина пилота

    К тому времени, когда было принято решение о взлете и капитан подписал документы на взлет, погода ухудшилась настолько, что горизонтальная видимость на взлетно-посадочной полосе составляла 500 метров, несмотря на то, что минимальная видимость для полета была установлена на уровне 1000 метров.

    Во время взлета был туман, плохая видимость взлетных огней и недостаточная расчистка снега на обочине дороги. С включенными огнями самолет начал взлет с уклоном 1° вправо, и когда пилот понял, что приближается к правому краю, он был вынужден прервать взлет, так как его скорость уже была недостаточной для взлета, но экипаж предпринял меры, чтобы развернуть самолет влево по мере увеличения скорости.

    Еще одна остановка могла быть сделана при взлете, но тогда экипаж решил взлетать с земли. Самолет задел взлетные огни и замедлился. После этого скорость взлета оказалась недостаточной.

    Сложно комментировать эту ситуацию, но с самого начала все пошло не так. Как будто кто-то всегда предупреждал нас или останавливал, но авария произошла в противоположном направлении.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Аэропрты и перелеты.ру